Составление претензии

Составление претензии

Составление претензии как искусство.

Введение.

– Вас что-то не устраивает? Пишите претензию.

Иногда мы слышим подобное, но что это такое – претензия? Это начало судебного спора, который вам предлагают начать. Еще ее называют досудебной претензией. И это означает, что добровольно ваши требования удовлетворять отказываются.

Как писать претензию? Нужна ли она вам? Справитесь ли вы самостоятельно или лучше обратиться за ее подготовкой к профессионалу, дабы не загубить дело на корню? Об этом и пойдет речь.

Претензия — это письменное обращение направленное лицу, которое нарушило ваше право. На пример, к продавцу, продавшему вам не качественный товар, или контрагенту, задерживающему оплату.

В подобных случаях ее написать не сложно, и можно сделать самостоятельно. Но как всегда существует, НО. И оно заключается в том, что вы должны четко знать, что ваше право нарушено, а имеющихся у вас доказательств будет достаточно, чтобы отстоять свое право в суде.

У меня был РЕАЛЬНЫЙ случай… Обратилась девушка, которая заявила, что она была обманута продавцом, продавшим ей поддельный товар. Она знала четко, что ее обманули и в самом деле ее обманули, НО!!!! Она купила водительские права, которые оказались поддельными!!! И раздувание спора, и возможные жалобы (к примеру, в полицию) в данном случае, могли привести к возбуждению уголовного дела по ч. 5 ст.327 УК РФ в отношении нее самой!

Я конечно несколько преувеличиваю опасность самостоятельного написания претензии. Но если вы уверены, шаблон претензии можно взять здесь.

Когда писать претензию?

Писать претензию нужно если это предусмотрено законом или договором справка ее отсутствие не позволит возбудить гражданское дело. На пример, в рамках корпоративных споров. (арбитражные судебный споры), по большому объему дел претензионный порядок урегулирования споров – обязателен.

Напротив, в спорах физлиц, категорий дел с обязательным претензионным порядком мало. К примеру, в рамках закона «О защите прав потребителей» претензионный порядок не нужен, но его отсутствие приведет к невозможности взыскания судебного штрафа (пример из практики ниже по тексту), а это порой, очень приличные суммы, которые вы могли бы получить.

Или случай, когда вы можете не писать претензию, но ее написали. А ваш контрагент, узнав о возможном судебном споре, обнулил счета и убежал банкротиться.

– вы хотите отправить претензию электронной почтой?

– А что так можно? – спросите вы.

– Бываю разные случаи…

Вам нужно учесть эти моменты (и не только эти) при написании претензии.

Если вы объективно учтете все указанные моменты, пишите самостоятельно. Многие это делают и у них не плохо получается. Но статья немного о другом. О том, что вы самостоятельно сделать не сможете (всегда есть самородки, которые скажут, что смогут, бог им в помощь))).

Искусство претензионной переписки.

Да в большинстве жизненных ситуаций достаточно простой «бумажки», написание серьёзного документа, как правило случаи исключительные. При этом, как не парадоксально, этот серьёзный документ может выглядеть нелепо.

Если нужно начать претензионную переписку. Только перед этим необходимо изучить ситуацию в спектре закона, изучить углубленно судебную практику. А если подобной судебной практики нет, то нужно найти аналогию права или закона. Или изучить ситуацию в призме принципов. Это сможет сделать только опытный, практикующий судебный юрист, и то не каждый. И у тех кто может, не всегда получается))

Зная весь механизм работы, регулирующего отношения закона, с легкостью находятся ошибки и упущения, которыми можно воспользоваться. Известны подводные камни, которые можно не просто обойти, а на них можно затянуть оппонента. Зная это, можно начать переписку.

Пример 1.

Был случай, у моего клиента есть чек, и договор поставки. Поставка осуществлена, но акт приемки не составлен, а составные элементы заказа отсутствуют (как мне сообщили). И клиент не хочет дальше работать с продавцом. Направляется простое письмо с просьбой довести не хватающие позиции, указано, что акта не было и нарушены сроки поставки (а за это неустойку можно начислять, о которой в письме указано). Поставщик прибегает с подготовленными актами и указывает нужную ему дату (чтобы не было нарушений с его стороны по срокам поставки).

В этих актах, со стороны покупателя, указывается на не хватающие позиции (их и не досчитались при совместном осмотре). Самое интересное, что указанная продавцом дата на руку покупателю, именно этого он и ждал. Именно от этой даты отсчитывался срок для одностороннего отказа от договора. И по факту этот срок уже истек, все было просчитано на стадии изучения. Правой рукой подписывается заявление о расторжении договора. А левой рукой подписывается исковое заявление.

В суде продавец, как рыба хватал воздух ртом. Указывал на претензию с арифметическими и орфографическими ошибками. Если бы он знал, что так и было задумано…

Пример 2.

Недавний пример, задержка при выплате страхового возмещения. Страховая компания не спешила выплачивать страховое возмещение по утрате трудоспособности. На протяжении нескольких месяцев велась переписка, передавались документы.  По началу, требования страховой компании были обоснованные. Просили представить подтверждающие документы (все это предусмотрено договором страхования).  Подача иска на раннем этапе претензионной переписки исключила бы взыскание судебного штрафа и надолго бы задержала производство страховой выплаты (именно этого и добивался страховщик, нужно знать его приоритеты).

Пришлось притворяться малограмотным и писать ахинею, но я подвел страховую компанию к судебному спору с взысканием штрафа – 50%, от суммы требования. Иск был подан, когда «сошлись звезды». Страховая быстро отступила и выплатила страховое возмещение. Оплачивать несколько миллионов судебного штрафа – перспектива мало радующая.

Клиент попросил меня отказаться от иска, хотя он мог получить приятный, миллионный судебный бонус.  Я думаю, что страховая компания с ним договорилась по формуле – выплата за отказ от иска. В конечном итоге, отсыпав мне скромных чаевых, клиент побежал в сторону горизонта, счастливо выкрикивая «УРА, Я НЕ ИПОТЕЧНИК!».

Послесловие.

Так вот, искусство претензионной работы, на мой взгляд, это когда исход судебного спора предрешен уже на стадии претензионной переписки. А судебное рассмотрение становится необходимой формальностью, для получения исполнительного листа.

  1. Я допустил некоторые неточности, это вызвано стремлением сделать общедоступным смысл статьи.
  2. Это мое личное мнение, вы можете с ним не соглашаться.
  3. Истории и персонажи являются вымышленными. Если Вы узнали себя в данной истории, значит такое могло быть.
Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ).

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*